Источник: "Это Кавказ"
На вершину самой высокой горы Европы можно не только взойти, но и взбежать. Это делают любители бега на экстремальной высоте — скайраннеры — и даже ставят мировые рекорды
10 мая, 2017
Фото: Ирина Курманаева
Каждый год в начале мая на Эльбрусе собираются люди, которые умеют забегать выше облаков. Это скайраннеры — любители «высотного бега». На фестивале Red Fox Elbrus Race в Кабардино-Балкарии им предстояло на скорость преодолеть на своих двоих 28 километров пути с набором высоты почти в 3300 метров — от поляны Азау до западной вершины самой высокой горы Европы.
В ожидании старта
Высота 2350 метров, поляна Азау, 6 мая, день.
Рядом с гостиницей спортсмены-немцы поют гимн Германии, в кафе итальянцы сравнивают хычины с пиццей кальцоне, а скайраннер из Эквадора разглядывает портреты первых восходителей, покоривших гору. Все они ждут утро следующего дня — самого фееричного на фестивале экстремальных видов спорта Red Fox Elbrus Race, когда состоится скоростной забег на Эльбрус.
Директор фестиваля Red Fox Elbrus Race Евгений Колчанов
Фото: Антон Подгайко
— На первые фестивали приезжали участники из трех-четырех стран. Сейчас — около 400 человек из 17 стран. Явный прогресс, — говорит директор Red Fox Elbrus Race Евгений Колчанов. — Трасса на Эльбрусе — эталонная (ее протяженность не изменяется. — Ред.), на ней можно ставить рекорды. Каждый год конкуренция становится серьезнее.
Фестиваль Red Fox Elbrus Race включает в себя несколько дисциплин: ски-альпинизм, забег на снегоступах и скайраннинг. Из года в год соревнования проходят в начале мая — не самое простое время на горе.
— Снег, лед, ветер… Эльбрус — вулкан, он дышит, и у него есть свои излучения, которые реально могут повлиять на состояние организма человека, — утверждает Колчанов. — Как гора позволит, так и будет. Мы ее уважаем, ценим и всегда просим нас пустить.
Теоретически в скоростном восхождении может поучаствовать любой желающий — нужно только зарегистрироваться и оплатить взнос. Тем более это безопасно: через каждые 30−50 метров на трассе устанавливают метки — вешки, на склонах дежурят медики и МЧС.
Новички проходят своеобразный предварительный отбор — во время гонки «Вертикальный километр»: от поляны Азау (2450 м) до станции «Мир» (3450 м) надо успеть подняться максимум за два часа. «Иначе вам на восхождении делать нечего», — говорит Колчанов. (Кстати, и на «Вертикальном километре» ставят рекорды. В этом году свой результат улучшил Виталий Чернов, поднявшись на «Мир» за 43 минуты 14 секунд).
— Фестивальный формат удобен для непрофессиональных спортсменов. Бывает и так, что хорошие результаты показывают люди без альпинистского разряда. Просто бегали для себя, а тут приехали и решили попробовать, — говорит главный судья соревнований Александр Овчинников.
Но любителям вовсе не обязательно идти быстро.
Любовь и горы
Высота 2350 метров, поляна Азау, 6 мая, вечер.
Вероника и Егор живут в палатке на склоне горы. Он из Сибири, она из Пятигорска. Вероника шутя называет себя женой декабриста, которая бросила все и уехала вместе с Егором к горам и путешествиям. Она разжигает вечерний костер и называет палатку домом — в ней она будет ждать Егора со скоростного восхождения.
Фото: из личного архива Егора Ковальчука
Фото: из личного архива Егора Ковальчука
Фото: из личного архива Егора Ковальчука
Фото: из личного архива Егора Ковальчука
Любитель экстрима Егор однажды уже поднимался на Эльбрус — но не на фестивале, а ранее объехал на велосипеде 39 стран.
— Велосипед для меня — как кисти для художника… — рассказывает Егор. — Я выбрал его, чтобы ярче чувствовать происходящее вокруг. Это концепт преодоления. Ты преодолеваешь трудности, но не воспринимаешь их как глобальные препятствия. То же самое и в альпинизме. На Эльбрус я иду для себя, не для рекордов. Мне хотя бы просто уложиться в лимит времени.
По образованию Егор — инженер, но последние пять лет в его жизни больше экспедиций, чем проектирования.
— Нет, я не чувствую себя дауншифтером, — смеется он. — Продолжаю вести проекты. Никогда не хотел работь в офисе или жить городской жизнью, да и родился и рос до 12 лет в сибирской деревне.
Вероника листает инстаграм с путешествиями дома-палатки.
— Когда живешь на склоне, ты словно прикасаешься к горе. Тут все в сервисе, гостиницах… На людей в палатке поглядывают странно, но нам хотелось быть ближе к природе, — объясняет она.
— Перед Эльбрусом мы поднялись на Бештау. Егор на руках донес меня до вершины. Вернее, сначала я ехала у него на шее… Он меня нес, а я закрывала его от ветра. Занести на Эльбрус пока не обещает.
Первый шаг
Высота 2350 метров, поляна Азау, 7 мая, неприлично раннее утро.
Поляна Азау безлюдна и прекрасна — туристы еще не приехали, шашлык еще не пожарили, банки с вареньем из шишек томятся в закрытых палатках уличных торговцев.
Ближе к 6:30 скайраннеры собираются у стартовой линии, разминаются, мажут носы и щеки кремом с максимальным SPF-фактором, а некоторые наклеивают на лицо специальные солнцезащитные стикеры.
Фото: Антон Подгайко
Доносятся обрывки разговоров:
— …и тут он мне говорит: потерпи немного, скоро вершина. Это слышит девушка, которая, спускаясь, проходит мимо нас. Она оборачивается и кричит: «Не верь ему! До вершины еще пилить и пилить!»
Наконец, раздается выстрел стартового пистолета и горные бегуны цветными пулями устремляются наверх. Нацеленные на рекорды хэдлайнеры гонки бегут; те, кто восходит для себя, идут пешком.
Главная интрига этих соревнований по скайраннингу — борьба между россиянином Виталием Шкелем и Карлом Эглоффом из Эквадора. В прошлом году Карл пообещал побить мировой рекорд Виталия — 4 часа 49 минут от поляны Азау до западной вершины Эльбруса и обратно.
Карл решителен и амбициозен. «Человек-машина» — говорят о нем. Он уходит вперед с большим отрывом.
Представитель Эквадора Карл Эглофф
Фото: Антон Подгайко
Фото: Антон Подгайко
Фото: Антон Подгайко
Фото: Антон Подгайко
Фото: Антон Подгайко
А мы — те, кому не дано бежать к небу, — поднимаемся вслед за скайраннерами к приюту «Бочки» на высоту 3780 метров на канатке. Под кабиной на горном склоне пробегает робкая стайка козлов.
— Как-то раз, в один из прошлых фестивалей, я нацепил на козла номер участника. Все сфотографировали, никто не выложил — постеснялись, — смеется суровый бородатый альпинист.
Резвые животные прячутся при виде спортсменов и задумчиво наблюдают за ними из-за валунов.
Справка для восьмиклассницы
Высота 3780 метров, приют «Бочки», 7 мая, утро.
До «Бочек» первые скайраннеры добегают через час. На снегу для них разложены рюкзаки с теплой экипировкой. Важно как можно быстрее переодеться и прикрепить «кошки» — без них выше скал Пастухова (4700 метров) судьи не пропустят. Кстати, развернут и тех, кто доберется до седловины горы, это 5416 метров над уровнем моря, позже 12:00 — в столь медленном темпе продолжать восхождение слишком опасно, после полудня погода портится.
Фото: Антон Подгайко
Фото: Ирина Курманаева
Фото: Антон Подгайко
Фото: Ирина Курманаева
Фото: Ирина Курманаева
Спортсмены спешно натягивают теплые куртки, перекусывают питательными гелями и батончиками и отправляются дальше по пути, отмеченному вешками.
На высоте 4500 метров их встретит следующий судейский пункт.
Вершину затягивает рыхлыми облаками. По прогнозу спортсменов там ждет минус двадцать шесть градусов, снег и ветер.
— Эльбрус — гора, которая сама делает погоду, — говорит главный судья соревнований Александр Овчинников.
Он рассказывает, что многие совершают восхождения одновременно со скайраннерами, но вне рамок соревнований — потому что во время фестиваля люди чувствуют себя безопаснее.
На пути к вершине мелькает маленький желтый рюкзачок. Это восьмиклассница Ксения вместе с отцом в прогулочном темпе идет наверх — они поднимаются как раз вне зачета.
— Между прочим, «Вертикальный километр» она пробежала. Ксюша пришла к нам и попросила выдать ей справку о том, где она была. Мы написали: «В школу такую-то, с фестиваля такого-то, время на „Вертикальном километре“ такое-то», — смеется Овчинников.
Последнее убежище
Высота 4500 метров, 7 мая, все еще утро.
На высоте дышать становится тяжелее. Туда добираемся на ратраке — снегоуплотнительной машине с гусеницами. По пути из кабины машем скайраннерам, они саркастично машут в ответ.
Фото: Антон Подгайко
Фото: Антон Подгайко
Фото: Антон Подгайко
Фото: Ирина Курманаева
Фото: Антон Подгайко
Фото: Антон Подгайко
Чем ближе к вершине, тем плотнее туман. Немного отойти с тропы на такой высоте — очень рискованно, можно потеряться, замерзнуть насмерть или поскользнуться и улететь на скалы. Правда, во время фестиваля на склонах полно спасателей.
Скайраннеры ненадолго останавливаются у судейского пункта, пьют горячий, но быстро остывающий на морозе чай и идут дальше.
Карл Эглофф бежит впереди. На его серой повязке собираются снежинки.
Последняя судейская точка участников ждет еще почти на километр выше, на седловине. На самой вершине палатку поставить нельзя: места мало, штормовой ветер сбивает с ног.
— А еще восходители доходят на вершину на пределе сил, им обязательно захочется в это убежище залезть и залечь. Выталкивай их потом, чтобы скорее приходили в себя и шли вниз, — объясняет альпинист Ким Кондратович.
Думай как альпинист
Высота 3780 метров, приют «Бочки», 7 мая, полдень.
Мы вновь у приюта «Бочки» — встречаем первых спустившихся спортсменов. Организаторы держат медали наготове — награждают всех участников, независимо от результата. Тем, кто взойдет на пьедестал, конечно, положены отдельные призы.
Из-за тумана нет связи с вершиной — непонятно, кто из скайраннеров уже взошел, а кто в пути. Мы сидим на снегу и ждем. Недалеко на шаткой деревянной лавочке два альпиниста меланхолично курят кальян.
Фото: Ирина Курманаева
Наконец, на заснеженном склоне появляется маленькая, быстро приближающаяся точка.
Это эквадорец, которому все-таки удалось улучшить результат Виталия Шкеля. Кард Эглофф поднялся с Азау на вершину и спустился обратно на поляну за 4 часа 20 минут 45 секунд. Не останавливаясь, он как стрела пролетает через финишную ленточку.
Вечером на Азау Карл широко улыбнется и расскажет о мировом рекорде легко, как будто он просто вышел из дома за хлебом.
— В прошлом году мне не удалось побить рекорд Виталия, но я обещал это сделать, и я приехал снова, — говорит Эглофф. — В Эквадоре я живу на высоте 2400 метров над уровнем моря. Высокие горы начинаются в часе езды от моего дома. Поэтому акклиматизация не стала для меня проблемой, а вот холод на Эльбрусе — о да, его перенести было тяжелее всего.
Карл Эглофф на финише
Фото: Антон Подгайко
У Карла три профессии — он спортсмен, горный гид и предприниматель. Каждый выходной в одиночку бегает в горы.
— У нас расположена знаменитая гора Чимборасо, она ближе всего к солнцу, даже ближе, чем Эверест (вершина Чимборасо — самая удаленная от центра Земли точка поверхности. — Ред.).
Но Эльбрус тоже производит сильное впечатление на эквадорца.
— Гора действительно прекрасна. Я не понимаю ни слова по-русски, поэтому для меня в этом месте, где мало кто говорит на английском, все было в новинку. Но потом я освоился и понял, что альпинисты — независимо от места — думают одинаково. И мы здесь собрались для одного и того же. Надеюсь, приеду сюда с женой и сыном, когда он подрастет. Пока ему только два года, рановато для гор.
Карлу 36, и через пять-шесть лет он собирается завязывать со спортом.
— Даже если завтра я перестану заниматься скайраннингом, моя жизнь не потеряет смысл, — говорит он. — А пока я хочу покорить семь высочайших вершин Земли. Почему для меня важно быть первым? Когда речь заходит о спорте, об Эквадоре вспоминают в последнюю очередь. И у меня задача показать — мы тоже можем соревноваться, достигать высот, ставить рекорды, не надо о нас забывать.
Жизнь на бегу
На том же месте в то же время.
Виталий Шкель приходит четвертым. И уже строит планы на следующий забег.
— Возможно, я даже не буду ждать следующего года и следующего Red Fox Elbrus, чтобы побить рекорд Карла, — говорит он после соревнований. — Жаль, что не вышло в этот раз. Погодные условия на горе были идеальные. Очень жалею, что не получилось в максимальной форме подойти к забегу. Наверное, раньше я проводил больше времени на Эльбрусе, практически жил на горе. А сейчас я в ЦСКА, постоянные тренировки, много езжу по стране…
Оксана Стефанишина (в центре)
Фото: Ирина Курманаева
Среди женщин первой финиширует в «Бочках» обладательница женского мирового рекорда по скоростному подъему-спуску на Эльбрус Оксана Стефанишина.
— Вся моя жизнь — это тренировки и подготовка к соревнованиям, — говорит она. — Раньше я занималась горным туризмом, попробовала скайраннинг, стало получаться. Сняла тяжелый рюкзак, обула кроссовки и побежала. Изменился вид деятельности, а горы — горы остались со мной. Спустя год после рождения дочки я попробовала пробежать с Азау на вершину. Получилось хорошо, на 17 минут улучшила мировой рекорд. И с тех пор я бегу.
* * *
Не-дауншифтер Егор спускается с Эльбруса, не претендуя на выдающийся результат. Через несколько дней он с Вероникой уедет в Сибирь, а оттуда — на Камчатку.
Екатерина Филиппович