Поезд Санкт-Петербург Кисловодск по-прежнему приближает нас к Red Fox Elbrus Race 2015. А что люди обычно делают в поезде? Общаются. Вот и мы немного пообщаемся с организатором фестиваля Евгением Колчановым и высотным судьей – Николаем Тотмяниным.
Евгений Колчанов (фото: Ирина Курманаева)
Женя, нет ли у тебя после прошлого года опасений, что погода снова может помешать скоростному восхождению?
Евгений Колчанов. Естественно мы, не только участники, но и судьи, хотим, чтобы все смогли дойти до вершины. Но это горы и мы не можем им приказывать. Соревнования соревнованиями, а жизнь людей важнее.
В этом году ожидается больше участников?
Их уже больше. Нам известны предварительные цифры участников, так как с этого года мы сделали теперь платную регистрацию. Потому что, люди регистрируются, организаторы готовят для них стартовые пакеты и если те, кто оставил предварительные заявки, потом не приезжают, то эти пакеты остаются невостребованными, приходится везти их обратно. А это все дополнительные финансовые затраты. Поэтому было решено сделать регистрацию платной. В этом году уже заявилось на сайте 320 человек. Думаю, еще 20-30 участников добавится на месте. Плюс еще человек шестьдесят военных.
Иностранцы планируют приехать? Говорят, итальянцев нынче не будет.
Испанцы будут. Они по очереди приезжают. Швейцарец будет, японец снова приедет. Монголов целая орда. В позапрошлом году один монгол приехал, в прошлом году их было уже трое, а в этом году - целая орда. Побывав на Red Fox Elbrus Race, они даже зарегистрировали у себя Ассоциацию скайраннинга Монголии. Причем мне писали и спрашивали, как это сделать. И развели у себя бурную пиар-деятельность – постили материалы по Red Fox Elbrus Race, находили какие-то экзотические фотографии Эльбруса.
Николай Тотмянин
Николай Тотмянин. В Советское время монголы часто приезжали на Эльбрус, у них за восхождение на него давали звание мастера спорта Монголии. Так что для них это знаковая гора. А теперь они на нее бегают. Причем то, что они организовали из-за этого целую федерацию – это показательно.
Коля, а какие у тебя мысли о предстоящем мероприятии?
Пока никаких (смеется). Только то, что я лыжи уже поменял на ботинки и кошки.
Глядя на нереальное количество снега в Азау на фотках, что ты думаешь?
Снег – это хорошо. С точки зрения безопасности мероприятия, снег лучше, чем все остальное. Да и сейчас он закончится к 1 мая.
Ты снова в качестве судьи, а не участника?
Да, в качестве судьи, куда партия направит и куда поставят – на какой участок (смеется). У меня в этом году сезон отдыха. Может быть, только на Ленина побегу. У меня отпуск с 30 июня по 5 сентября - за это время три раза поведу группы на пик Ленина. Между группами есть по 4-5 дней свободных, так что между первой и второй группой смогу поучаствовать в соревнованиях.
А почему у тебя в этом году отдых? Надоело бегать и соревноваться?
Да нет, просто в планах на Ленина поехать, на Победу поехать, еще куда-то. Если едешь соревноваться, а потом еще куда-то взойти, то снаряги приходится брать в два раза больше. На Победу не поедешь в том же в чем на Ленина. Надо тащить здоровую пуховку, которая на Ленина не нужна. А если взять маленькую, то на Победе дуба дашь.
А почему тебе нравится до сих пор бегать? Понятно, что это интересно молодым – «быстрее, выше, сильнее». Но со временем эти ценности меняются.
Если просто тренироваться, то это не дает тебе представления до чего ты дотренировался. А когда ты участвуешь в соревнованиях, не важно обогнал ты всех или не обогнал, ты все равно видишь свой уровень.
Но ведь, когда ты пытаешься залезть на Нанга-Парбат, как вы этой зимой, то тоже можешь оценить себя.
Да. Но все-таки соревнования еще заводят. Есть азарт. Это важно. Когда азарта нет, и нет мотивации обогнать хотя бы самого себя, то трудно куда-то лезть. Вот мы сейчас ходили с ребятами, хоть они меня и моложе, но в любом месте я мог от них уйти вперед. При этом я шел первым и топтал и все равно мог оторваться. Если бы я не бегал, то думал бы: «Зачем дергаться так быстро? Полтора часа пропашешь и «помрешь». А я иду медленнее или быстрее – не важно, потому что знаю, что все время буду чувствовать себя хорошо. К тому же, это полезный навык уметь ходить быстро. Выкладываться за два часа, чтобы быстрее оказаться в безопасном месте. Или, когда кому-то из клиентов заплохело и нужно за ним сбегать или в спасах поучаствовать.
Получается, что соревнования - стимул улучшать физические показатели?
Да. Или по крайней мере, проверить, что ЭТО я еще могу. Они позволяют ощущать себя комфортно в любой среде. Ну и молодежь заводит. Они на меня смотрят, смотрят, а потом в следующий раз, глядишь – кто-то сзади пыхтит. В прошлом году на Ленина, один «перец» сел мне на хвост – и не обгоняет и не отстает. Я приторможу – и он притормаживает сзади, я ускорюсь – слышу и он пыхтит не отстает.
Женя Колчанов. Он небось думал: «Я за самим Тотмяниным иду».
Николай Тотмянин. Да, я знаю (смеется). Я же оборачиваюсь – вижу, что он смотрит на меня и улыбается.
На этом, как это обычно бывает, разговор перетек в другое русло.
Мы же скоро увидим, что будет делать Николай, когда за ним устремится не один, а 320 человек. Хотя догнать его будет сложно. Ведь обычно он уходит на вершину самым первым среди судей, и тропит для всех путь. Но зато есть шанс запустить за ним следящий вертолетик :) На вооружении МЧС появились маленькие вертолетики на дистанционном управлении. Их планируют протестировать их во время фестиваля. В дальнейшем их будут использовать на Эльбрусе для наблюдения, чтобы мониторить состояние склона и маршрута, или когда кого-то надо поискать. Так что возможно, если техника не подведет, у всех, кто следит за фестивалем, будет шанс увидеть гонку в процессе.