Марко де Гаспери: о скайраннинге, любви и силе воле

06.03.2015

Марко де Гаспери: о скайраннинге, любви и силе воле

Источники: http://www.skyrace.ru/news/russia/n493/, http://www.sportvicious.com/


Марко де Гаспери - итальянский спортсмен из города Бормио в провинции Ломбардия, у подножия итальянских Альп. Свое детство Марко провел среди колоссальных горных хребтов, это и пробудило в нем интерес к горным видам спорта - как летним, так и зимним.

Наибольших успехов Марко добился в скайраннинге - забегах на горные вершины. Здесь Марко не только стал одним из лучших в мире в дисциплине Вертикальный Километр (включая мировые рекорды), но и стал главным соперником своего друга, знаменитого Килиана Жорнета.

В 37 лет, имея за плечами 20-летний успех в большом спорте, можно считаться ветераном. У тебя есть ощущение, что твоя спортивная карьера близится к концу?
На самом деле, последние 5-6 лет я постоянно твержу друзьям и всем, кто меня об этом спрашивает, что конец моей карьеры где-то близко. Я все чаще чувствую себя до смерти уставшим после тренировок. Но после таких тренировок, особенно в последнее время, я участвую в соревнованиях, восхищающих своей «яркостью», что мотивирует меня выступать, бегать сезон за сезоном.

Тебе потребовалось достаточно много времени, чтобы перейти на сверхдлинные дистанции. Дело в воле и характере? Что имеет большее значение на соревнованиях - голова или ноги?
Что мне нравится в скайраннинге - есть куча всего, что в нем можно любить. Наше тело и его возможности постоянно совершенствуются, как в процессе роста - надо бегать дальше и быстрее, чтобы использовать все имеющиеся ресурсы своего организма. Сложно сказать, что важнее. Скажу так: результат зависит от силы, воли и силы воли.

На настоящий момент скайраннинг стремительно набирает популярность в Европе, возможно, благодаря твоим достижениям, достижениям Килиана Жорнета, Эльзы Деско, Нурии Пикас и многих других скайраннеров, благодаря участию и поддержке спортивных брендов, которые инвестируют в сам спорт и забеги, а иногда и сами их устраивают.. Безусловно, сейчас можно увидеть огромный контраст между скайраннингом, которым ты начал заниматься в стадии его зарождения, и тем, как он выглядит сейчас?
В годы, когда я был «быстрым» бегуном, я предпочитал дистанции не более 15 км, организованные IAAF. В 90-е и ранние 2000-е забеги на сверхдлинные дистанции были не очень популярны и малоизвестны большинству спортсменов. Было много забегов, но самыми важными, главными в итоге стали те, которые смогли объединить участников в национальные команды, чтобы участвовать в Кубке Мира по скайраннингу. Кубок Мира - событие года, и надо сказать, в то время не было таких социальных сетей и средств коммуникации, как сейчас. Профильные бренды не испытывали к скайраннингу ни малейшего интереса, не хотели в него инвестировать, не было даже подходящей обуви для скайраннинга. Сейчас многие бренды внесли свой вклад в производство обуви для гор и бегунов в горах. Кубок Мира по скайраннингу, в котором я участвовал с 1995 по 2012 годы, претерпел множество изменений, а уровень участников совершил гигантский скачок вверх.

Кто оказывал на тебя влияние все это время?
Ну, прежде всего, Адриано Греко, чемпион по скайраннингу и выдающийся горнолыжник. Более тего, мне очень повезло - он был моим первым тренером.

Интересно, что в основном основоположниками скайраннинга стали итальянцы. Что в вас такого необыкновенного?
Если честно, это не более, чем совпадение. Скайраннинг зародился в Италии, итальянские спортсмены начали забегать на высочайшие вершины итальянских Альп, - Монте Роза, Адамелло, Монблан..

В последнее время количество забегов и участников в них очень увеличилось. Можно назвать это явление словом «бум», многие чувствуют себя способными на преодоление сверхдлинных дистанций в горах, которые они в итоге и преодолевают. В качестве примера на ум в первую очередь приходят Зегама или Ultra Pyrenees, которые пару лет назад казались невозможными. Ты не думаешь, что риск участия в скайраннинге не обоснован? Должны ли спортсмены передвигаться медленнее, быть более осторожны?
Участие в каждом из соревнований такого рода - риск, и мне бывает страшно начиная с той минуты, когда я обуваюсь и выхожу на старт технически сложных гонок, таких, как Kima, или сверхдлинных, как Tor de Geants. Зачастую спортсмены участвуют в забегах, к которым они еще не готовы, морально или физически, и тогда риск возрастает в разы. По моему мнению, организаторы гонок, которые в процессе рекламирования делают акцент на красоту пейзажей и отличную организацию мероприятия, не освещая сложности трассы и потенциальные угрозы участникам, в большинстве случаев не заслуживают уважения. Следует тщательно объяснять участникам, особенно новичкам, что такое горы и что в них может произойти, донести до них, что все следует делать постепенно, с чувством, с толком, наслаждаясь.

Уровень элитных спортсменов также существенно вырос. Уже даже появилась шутка, что если Килиан не участвует в забеге, то количество претендентов на победу вырастает в 10 раз. Не видишь ли ты долю истины в этой шутке?
Да, это нормально и даже очевидно, что интерес к скайраннингу все растет и растет, как со стороны спортсменов, так и со стороны спонсоров. В любом случае, это еще не предел. Учитывая, что в течение сезона спортсмены участвуют в большом количестве забегов, они не успевают восстанавливаться на 100% и быть на пике спортивной формы в каждом из этих забегов. И все еще есть целина, часть Африки, где можно устроить забег!

Сейчас женщины-скайраннеры очень сильны. Как думаешь, может ли женщина занять первую позицию в абсолюте?
Женщины в этом плане очень выросли! Пару лет назад было лишь две или три женщины из категории элиты, которые могли показать прекрасный результат на сложных, техничных гонках: на Зегаме, Giir di Mont, Dolomites.. В этом году пятеро из шести женщин боролись за победу в каждой из гонок Мировой Серии. Такое соперничество говорит о том, что их результаты стремительно приближаются к мужским. Я определенно не исключаю возможности стать свидетелем победы женщины над мужчиной, но лишь в гонках, где уровень мужчин не максимально высок.

Мы читали, что в тебя однажды ударила молния. А в 16 лет тебя не допустили к участию в забеге, который предполагал забег на Монблан из Курмайера, а потом уже гонка была не такой знаменитой. Сейчас рекорд этого маршрута принадлежит Фабио Меральди и составляет 6ч 47мин, и это даже не составляет конкуренции рекорду Килиана Жорнета, который бежал из Шамони, по французской стороне Монблана. Правда, что ты хочешь установить свой рекорд с итальянской стороны?
Помню, как мне говорили «Марко, ты что,эта трасса слижком сложна для 16-ти летнего парня, это тебе не Монте Роза. У тебя еще будет время, чтобы это сделать - в будущем». До сих пор не было организовано установление рекорда. И только Фабио Меральди в 1995 году совершил это соло. Прошлым летом я в течение нескольких дней исследовал этот маршрут. Итальянская сторона Монблана очень дикая, такая красивая! Спустя столько лет, для меня осуществить это рекорд означает осуществить мечту детства.

А снова установить рекорд Вертикального Километра?
Это слишком. Я давно утратил способность к подобным вещам. Вернее, я даже не помню, когда в последний раз тренировался для Вертикального Километра. Когда-то мне было несложно показать результат, особо не тренируясь, но сейчас - другое дело. Для каждой из дисциплин, в том числе и для Вертикального Километра, уже давно тренируются отдельно, специфически, специально.

Каким ты видишь свое будущее? Рассматриваешь ли ты вариант участия в «персональных» забегах, или в экзотических, экстремальных, как Red Fox Elbrus Race?
После 20 лет выступлений в качестве профессионального спортсмена я начал получать удовольствие от путешествий. Мне нравится бывать в новых местах, наслаждаться горами и отдельно каждой горой. После подобных поездок остается «послевкусие». Лет 6 назад восхождение на Эльбрус было недостижимой мечтой для многих скайраннеров. Сейчас, благодаря организаторам Red Fox Elbrus Race, скоростное восхождение на высочайшую точку Европы доступно и безопасно.


Килиан Жорнет предпринял попытку установить рекорд Эльбруса и сдался. Действительно ли эта гора так сложна?
Среди альпинистов есть мнение, что Эльбрус достаточно прост как гора. Многие потеряли жизнь на этой горе - в холоде, метели, на большой высоте. Погодные условия меняются почти мгновенно, а спуск вниз может стать смертельным. В день, когда Килиан хотел установить рекорд, погода не позволяла передвигаться быстро. Было холодно, а ветер достигал 80 м/сек. Чтобы установить рекорд Эльбруса, необходимы несколько факторов: большой альпинистский опыт, хорошая погода и соответствующее состояние снега.

Ты знаком с Виталием Шкелем, который прошлым летом установил сразу два феноменальных рекорда: на Эльбрусе и пике Ленина. Впечатлил ли он тебя?
Впечатлил. Виталий - удивительный человек. Он приспособлен к высоте, так как уже долго живет в Приэльбрусье. А еще он обладает удивительной выносливостью и способностью противостоять сложным погодным условиям. Мне кажется, для классических трейлов ему может не хватать скорости, но он способен подниматься и спускаться с горы с феноменальной скоростью.


Ты мелькнул в одном из эпизодов Kilian Quest, когда Килиан называл тебя самым лучшим врагом - говоря о спорте. Какие у вас вообще отношения?
О, за такую рекламу я должен угостить его пивом! Если честно, мне приятно, что Килиан так сказал - многолетняя конкуренция очень укрепила нашу дружбу. Наши отношения основаны на уважении, честности, дружбе. Но когда речь заходит о конкуренции в спорте.. (смеется).

Жорнет восхищался твоим умением слышать свое тело. Тем, что падая, плохо себя чувствуя, травмируясь, ты не стесняешься проиграть или сойти с дистанции. Что ты думаешь о здоровье, а не о результате. И именно поэтому тебе удается быть на пике спортивной формы вот уже 15 лет. Так ли это?
Это закон спорта. Рано или поздно все мы травмируемся. Поэтому важно знать свое тело и вовремя реагировать на сигналы, которые оно нам посылает. Отдых и восстановление могут предотвратить травму, иногда следует делать довольно длительные перерывы в спорте. Но я не могу сказать, что всегда слышу и слушаю свое тело. Как и у большинства спортсменов, мое желание продолжать бежать зачастую побеждает над болью.

Как тренируешься?
Я уже тренируюсь реже, чем обычно. За неделю я пробегаю около 150 км за 9-10 тренировок. Летом - чуть меньше, но на больших высотах. У меня уже давно не было тренера. Я сам пишу себе тренировочные планы, сам анализирую. Я обычно намечаю длинную пробежку (на 25-40км), с набором высоты 2000-2500 метров, две быстрых, две силовые тренировки в неделю. Зимой мои тренировки напоминают подготовку к марафону: анаэробные, а также с перепадом высот. Весной я бегаю трейл, делаю короткие быстрые отрезки на подъем и спуск. Это важно, позволяет подготовиться к неожиданностям, а также к забегам, которые часто меняются: лишь немногие гонки попадают в Мировую Серию скайраннинга из года в год.

Ты не только спортсмен, но и член команды Corpo Forestale. Из чего состоит твоя работа? Подходит ли она твоему стилю жизни?
В детстве я мечтал об этой работе. В 23 года моя мечта сбылась, когда я победил в национальном чемпионате.

Когда мне было 10, я начал разбираться в растениях, частенько ходил в ботанический сад. Мне было интересно запоминать названия, сравнивать цветы. Быть сотрудником Министерства охраны природы - это намного больше, чем охранять окружающую среду. Мы заботимся о животных, о флоре и фауне, - о природе в целом. Думаю, это идельная работа для меня, бегуна, влюбленного в горы. Думаю, в офисе время тянется медленно и нудно, без пользы для души.

Наверное, помимо гор, скайраннинга и бега у тебя есть и другие интересы? Виды спорта?
Ну конечно! Я участвую в разработке обуви для скайраннинга и горного бега. Люблю делать вещи своими руками. Получается не очень хорошо, но мне нравится. В молодости я смотрел по телевизору любой спорт, от футбола до велосипедного спорта, все, что связано с лыжами. Сейчас я предпочитаю заниматься спортом, а не следить за ним по телевизору. Как зритель, я люблю наблюдать за тренировками детей. Это возвращает меня на 25 лет назад.